8239

Летоисчисление истории этого дорожного покрытия уходит далеко в глубь веков, поскольку возникло оно намного раньше тротуарной плитки. На самом деле первое применение брусчатки - это даже не Средние века, а гораздо ранее. Своим возникновением она обязана всё возрастающей потребности человека в строительстве качественных и прочных дорог. В качестве первого материала для изготовления брусчатки использовался природный камень.

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЙ БРУСЧАТКИ

Историки установили, что самой давней брусчаткой, известной человечеству, выложена дорога у подножья горы Височицы неподалёку от города Високого, что в 22 километрах от Боснии.  Гора Високо – это одна из древних загадок истории, которую уже разгадало современное человечество. На самом деле это пирамида, которую также называют пирамидой Солнца. Есть еще две пирамиды. У подножья еще одной – пирамиды Луны найдена дорога из такой же брусчатки.

Еще одним примером древнего дорожного покрытия является дорога шириной 4 метра, ведущая к пирамиде фараона Сахуры, правящего в третьем тысячелетии до нашей эры. Дорога выложена камнем. Она, не прерываясь, переходит в пол пирамиды, где уже выполняет декоративную и информативную функцию (на ней выбита информация). Однако, несмотря на такой красивый пример, чаще всего брусчатка использовалась всё же для строительства дорог, а не для благоустройства территории. Проектирование и создание новых дорог в то время было тесно связано с развитием торговли. Дороги из камней существовали в Хеттском царстве, Ахеменидской империи, Ассирии. До наших дней дошло немало дорожных покрытий, созданных в Римской империи. Множество из них уже имели указатели, а постройкой и ремонтом занимались армейцы.

На территории Америки давние цивилизации, возможно, даже опережали представителей Старого света. Инки на пространствах своего царства построили целую сеть дорог из брусчатки, общей протяжностью в полтора десятка километров.  Это дорожное покрытие проходило по территории таких нынешних государств: Эквадор, Боливия, Колумбия, Чили, Перу, Аргентина.

Благоустройство территории при помощи брусчатки - древняя традиция

Исторически сложилось так, что брусчатка и тротуарная плитка по территории Европы распространилась из Голландии. До сих пор считается, что технологию создания разработали именно голландские мастера. Хотя существует еще немало версий, противоречащих этой.

Материал, используемый для производства первой тротуарной плитки: песок, обожжённая глина и вода. Со временем каменная и гранитная брусчатка отошла в прошлое, а на ее место пришли новые виды. Самая первая в Европе дорога из брусчатки была построена между Гарлемом и Амстердамом.

Первая брусчатка была рукотворной, что повлияло на качество и пригодность к использованию только в районах с теплым климатом. Такие дорожные покрытия быстро портились и требовали регулярной реставрации.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ БРУСЧАТКИ И ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ

На территории России брусчатка и тротуарная плитка тоже довольно распространённое явление. Наибольшую популярность они получили в северном регионе. Еще до появления брусчатых дорог, основным материалом для выкладки дорог была древесина. Существовали так называемые «мостовые». В России это слово настолько прижилось, что вошло в состав некоторых исторически важных улиц. К примеру, приставка «мостовая» используется в наименованиях Большая Тверская и Никитинская улица.

Материалом для брусчатки в России служили сосновые деревянные плашки, в Грузии это была обожжённая глина, а дороги Кронштадта были сделаны из чугуна. Для современных мостовых используется гранит и песчаник.

Как материал, в строительстве брусчатка использовалась несколько тысячелетий. Тот факт, что мы может ездить по гранитной плитке, такой как в Древнем Риме, лишь подтверждает ее прочность и долговечность.

ЧТО ТАКОЕ «МОСТОВАЯ»?

Богатая на лес страна делала тропинки из дощечек, которые наслаивались одна на другую, на протяжении множества веков. Такое благоустройство территории было повсеместным, однако сейчас его образцы уже нигде не встретишь.

На проезжей части улицы использовали камень. Такая традиция на территории нашей страны появилась еще в восемнадцатом веке. В отличие от деревянной, булыжная мостовая была намного прочнее, а для выкладки такой дороги не требовалось никаких дополнительных материалов. Как не сложно заметить, многие из этих дорог сохранились и до наших дней.

Для создания улиц в 1714 году на каждого жителя Петербурга было наложено обязательство собирать дикарь (то есть, обломки природного камня). Каждая группа населения имела свой предел отработки. На тех, кто отказывался выполнять обязательность, налаживался налог в размере одной гривны. По тем меркам это была огромная сумма. Хозяевам петербуржских поместий приходилось строить дорогу напротив своих владений. Генерал-полицмейстер Девиер в 1718 году даже выпустил специальное руководство по выкладке дорог, которого необходимо было придерживаться. Согласно стандарту, каждый житель перед началом строительства должен был насыпать песок, а затем гладко вымостить дорогу из камней.

В России брусчатка популярна с XVIII века

Несмотря на подобные указы, первые мостовые из булыжников в Петербурге не особо отличались высоким качеством выкладки. Зачастую камни были разных форм и размеров, что в результате приводило к постоянным ремонтным работам.

В современном мире подобные мостовые тоже используются. Разница лишь в целях использования. Сейчас использование натурального камня – это просто дань эстетике, элемент благоустройства территории и ландшафтного дизайна, а не конкретная практическая цель. Стоит отметить, что это самое крепкое и долговечное покрытие, устойчивое к капризам и воздействиям окружающей среды. Но, несмотря на такие плюсы, мостовая считается одним из  наиболее дорогих, а потому не слишком популярных вариантов мощения дорог.

Благоустройство тротуаров и тропинок  в парках, а также использование натурального камня и тротуарной плитки на садовых участках считаются в наше время наиболее востребованными способами «украшения» территории. Разнообразные формы, цвета, фактуры позволяют создать необычный каменный ансамбль.