1509

1. Подготовка основания

Начинать работы по укладке тротуарной плитки с уплотнения до устойчивого состояния земляного полотна. Особое внимание при этом нужно уделить организации его дренирования. В том случае, если грунтовое основание влажное и несущая способность его низкая, следует использовать геосинтетические материалы. В том случае, если грунт песчаный, укладка несущего слоя часто вообще не требуется.

Подготовка площадки для укладки тротуарной плитки

2. Подготовка постели для мощёного покрытия

Поперечный уклон наружного покрытия должен соответствовать поперечному уклону постели. Оптимальная толщина подстилающего слоя –

2 – 5 см. Ни в коем случае нельзя превышать верхнюю границу, поскольку под действием эксплуатационной нагрузки наружное покрытие может деформироваться. Лучшим вариантом для подстилающего материала станет мелкий щебень крупностью 1-3 или 2-5 мм, песок фракций 0-2 или 0-4 мм или же смесь дроблёного песка и щебня крупностью 0-5 мм. Размер крупных частиц при этом не должен превышать 8 мм. Если на участках предполагается повышенная транспортная нагрузка, то в качестве свзяующего элемента для подстилающего слоя рекомендуется добавлять известь или цемент.

Материал подстилающего слоя обычно остаётся рыхлым и сухим на участках под навесами и крышами. В таком случае тротуарнаяплитка укладывается в сухой раствор и соответствующую щебеночную смесь, после укладки все промежутки заполняются мелкозернистым песком.

3. Правильная укладка

Все камни и плитки нужно укладывать точно по высоте и углу наклона, с учётом направления трассы, оставляя при этом достаточно большие зазоры для швов.

В случае принудительного уплотнения (трамбовки) не могут быть устранены даже самые небольшие погрешности (камни с прокладками не составляют исключений). При этом, однако, прокладки нельзя считать стопроцентной заменой заполнителя швов. Они могут выступать лишь в роли вспомогательного средства для обеспечения определённой ширины швов.

Размер и расположение швов вдоль кромок бордюрных камней и иных сооружений и ограждающих элементов следует планировать в соответствии с модульной сеткой. При этом нужно принимать в расчет отклонения размеров на 3 мм в обе стороны (они обуславливаются технологией изготовления элементов мощения). Всё это позволит заменять плитки или камни в покрытии в случае необходимости.

Чтобы обеспечить прямолинейность швов, через каждые 3 м в продольном направлении натягиваются шнуры. Если идёт разметка больших участков, то необходимо натягивать шнуры в двух направлениях и контролировать соблюдение прямых углов каждые 1-3 метра.

Нужно использовать закладываемые в бетонную постель окантовочные или бордюрные камни в качестве обрамления. Они, как правило, достаточно надёжно принимают нагрузку на края покрытия. Такие ограждения устанавливают перед укладкой наружной части мостовой для предотвращения осадки камней и их поперечного смещения.

Мощеные участки, примыкающие к строениям, следует укладывать так, что поверхностные воды стекали от здания, а не к нему. В противном случае нужно обязательно предусмотреть дождеприёмные решётки и сточные желоба возле самой постройки.

Согласно требованиям стандарта DIN 18318, неровности на наружной поверхности в пределах четырёхметрового контрольного отрезка мостовой из бетонных плит и бетонных камней не должны превышать 10 мм. Но данный критерий всегда нужно рассматривать в сочетании со структурой внешней части покрытия. Разницу в высоте обычно компенсируют укладкой бетонных камней и плит в относительно рыхлую постель преимущественно из песка.

4. Выбор оборудования для укладки мелкоштучных элементов мощения

Чтобы получить долговечные и качественные мощёные покрытия из мелкоштучных элементов, целесообразно применять качественную и современную технику.

Виброплиты с центробежной силой 18-20 кН и рабочей массой 130 кг соответствуют требованиям уплотнения мощёных покрытий с толщиной до 6 см. Если толщина покрытия 8-10 см, то для его уплотнения применяются виброустройства с центробежной силой не менее 20-30 кН и массой от 170 до 200 кг. Виброустройства с центробежной силой от 30 до 60 кН и массой от 200 до 600 кг используют в работе с ещё более толстыми мощёными покрытиями.

Так же удобны в использовании виброплиты для выполнения широкого спектра работ. Они обеспечивают высокое качество уплотнения грунта, при этом комфортны и безопасны в работе.

В диапазон работ, выполняемых при помощи виброплит, входят различные виды деятельности от уплотнения грунта на открытых участках (в том числе и связных грунтов) и в траншеях до уплотнения мощёных мостовых с тяжёлыми булыжниками.

Лёгкость использования виброплит обеспечивается при помощи применения стандартных добавочных плит, которые включены в комплект поставки, а так же плавной регулировкой их движения назад и вперёд, осуществляемого при помощи гидравлической системы, электрозапуском и дополнительным скоростным режимом.

Виброплиты компактны, у них минимальная рабочая высота и низко расположенный центр тяжести. При помощи системы регулировки аппарат можно адаптировать к разным видам грунтов. Дополнительный скоростной режим позволяет увеличивать скорость передвижения машины по рабочей площадке до 28 м/мин.

Попадание грязи в виброплиту исключается благодаря резиновой юбке специального профиля, размещённой между опорной плитой и верхней массивной частью машины. Наклонные амортизаторы значительно гасят вибрацию.

5. Виброуплотнение уложенных элементов мощения

Укладка тротуарной плитки с помощью виброплиты

Мощёное покрытие до ровной поверхности можно выровнять только с помощью виброплиты, которая уплотняет покрытие до устойчивого состояния. Если вы используете виброплиту с регулируемой центробежной силой, то, в зависимости от толщины камней, нужно выбирать наименьшую степень мощности.

6. Итоговая обработка покрытия

Закончив виброуплотнение, нужно обсыпать песком мощёную поверхность. Песок должен остаться на неё на какое-то время, чтобы качественно заполнить все швы.

Если по мостовым предполагается движение автотранспорта, то они должны иметь швы с достаточно устойчивым и прочным заполнением, чтобы создаваемые нагрузкой колёс усилия сдвига тщательно передавались от камня к камню, в противном случае элементы мощёного покрытия будут смещаться относительно друг друга. На автомойках и бензозаправках актуальна заливка швов. Ширина таких швов не должна быть менее 8 мм. Выбирая материал для заливки, следует учитывать эксплуатационные и климатические условия. Определённая эластичность дорожной среды сохраняется при применении битумных или иных заливочных материалов с аналогичными свойствами.